3. Как избежать ДТП.

Дать исчерпывающий ответ на эту тему вкратце не получится, но некоторые тезисы и советы мы постараемся дать. Тема довольно обширна и на две трети состоящая из вопросов профессионализма водителя, его отношения к «Ее Величеству ДОРОГЕ» и приемов вождения Транспортных Средств (далее ТС) в экстремальных ситуациях. Сама по себе история колеса изначально сопряжена с убытками, травмами, а порой и гибелью живых существ, что настраивает нас на осторожное и уважительное отношение к колесу и дороге. Человек веками платил за свое желание перемещаться в пространстве все быстрее, и издержки так же росли пропорционально. Однако, с того момента как человек превысил скорость передвижения на галопирующей лошади, зависимости затрат на передвижение и тяжести возможных повреждений при столкновении стали прогрессировать независимо друг от друга.

Тяжесть повреждений растет с увеличением скорости, а затратная часть изменяется с ростом скорости незначительно. Вывод прост, как в поговорке: «тише едешь – дальше будешь». Оптимальная скорость по городу (если это не запрещено знаками) 60-80 км/ч, а по трассе не более 110-120 (если это позволяет дорожное полотно и радары сотрудников ГИБДД). Превышение этих пределов даже на очень хорошем автомобиле даже с АВS и хорошей резиной просто не оставляют свободы маневра при неожиданном изменении дорожной обстановки. Не надо забывать, что на высоких скоростях в секунду автомобиль проходит значительное расстояние, а ведь даже у профессионалов есть так называемая задержка времени реакции от 0,3 сек. и еще время реакции от 0,2 сек. и не надо забывать о времени, необходимом для оценки ситуации. Далее, когда водитель начал предпринимать действия по выходу из критической ситуации пройдет не менее 0,5-1сек. пока достаточно инертные системы (тормоза, рулевое управление, КПП) начнут непосредственно выполнять команды водителя. Так как не существует тормозов, мгновенно останавливающих автомобиль, так и не существует мгновенного рулевого управления и КПП, на переключение передач которой профессионалы тратят по 0,15 сек. на передачу. Вот и получается довольно безрадостная картина: с момента возникновения экстремальной ситуации пройдут может самые важные в жизни 1,5-3 секунды! А цена каждой секунды порой жизнь и даже не одна! Вам может не хватить тех самых нескольких метров, которые Вы не оставляете себе на свободу маневра увеличивая скорость движения.

Сейчас уже никому не надо разъяснять, что такое тормозной путь, но о том, что надо учитывать сезонность шин, покрытие, скорость и сложность маневра напомнить не помешает. Водители порой через чур самоуверенны и перед обгоном подстраиваются под самый бампер впереди идущей машины, не имея достаточного обзора наверняка не задумывались, что если водитель впереди идущей машины нажмет на тормоза увидев опасность, то у водителя сзади просто нет времени на безопасное разрешение ситуации! Профессиональный водитель никогда не относится к дороге с легкостью и пренебрежением, потому как опытный водитель знает, что нет ничего более непредсказуемого и скоротечного чем ситуация на дороге.

Как часто от участников ДТП слышна фраза: я ничего не успел сделать (понять)!! А выводы банальны: к дороге надо относиться с максимальным вниманием и уважением! Она не прощает грубых ошибок, она карает часто страшно. Чтобы иметь простор для маневра, необходимо просчитывать ситуацию заранее и во всех возможных вариантах. Необходимо просматривать дорогу вперед на сколько хватает зрения и метеоусловия. Также важно постоянно контролировать положение на проезжей части автомобилей позади и сбоку от Вас. Это позволит спрогнозировать 80-90% вероятности действий других участников движения, способных создать аварийную ситуацию, что позволит благополучно выбрав наименьшее зло выйти из положения.

Правило выбора наименьшего «зла» просты: лучше в сугроб, на обочину или даже на крышу, чем лобовой удар. Даже при незначительных скоростях лобовое столкновение как правило имеет тяжелые последствия. Это наиболее жесткий удар, кузов деформируется только при очень высоких нагрузках на силовые элементы (лонжероны, поперечины, балки) которые по своему определению являются жесткими элементами кузова. Просто может оказаться, что когда начнет складываться лонжерон, организм водителя получит уже такие травмы и ускорения, что за его дальнейшую жизнь придется бороться.

Наиболее частый случай выражения так называемой «крутизны» когда водитель игнорирует ремни безопасности. На трассе это может стоить слишком дорого. В городе скорости относительно невелики и существует возможность погашения ее об ограждения, посадки, бордюры, а на трассе такой возможности нет и скорости выше. Не трудно взять за правило пристегиваться как только сели в машину, ведь машина у Вас может быть другая и даже не одна, а вот жизнь Ваша или родных – только одна. Наиболее часто при столкновении люди получают травмы от ударов о кузов автомобиля (стойки, панели, руль), а также при падении пассажиров после выброса пассажира через любой из проемов окон салона. Так что лишний раз задумайтесь, насколько Вы цените свои жизнь и здоровье, а также Ваших детей и близких.

Про методы ухода от столкновения можно писать долго и проще было бы закончить специальные курсы экстремального вождения. Напомним лишь некоторые позиции: всегда будьте готовы к экстренному торможению и прогнозируйте несколько вариантов увода автомобиля из опасной зоны вплоть до скользящего торможения о препятствия (ограждения, бордюры, сугробы). Тут сразу надо вспомнить правило меньшего «зла», лучше порой нанести удар в зад впереди идущий автомобиль или притереться к нему боком, но не допустить лобового удара. Далеко не всегда экстренное торможение может быть в списке возможных действий. В условиях гололеда это практически 100% гарантия заноса с полной потерей управляемости. В этом случае торможение КПП путем перехода на пониженную передачу позволит не срывая автомобиль в занос снизить скорость. Очень редко даже опытные водители используют разгон для выхода из опасной зоны. Иногда надо не тормозить, а наоборот добавить газ.

Водитель должен хорошо знать положительные и отрицательные стороны привода колес своего автомобиля и его поведение в той или иной дорожной ситуации. Переднеприводные автомобили имеют как плюсы так и минусы. В случае возникновения заноса задней оси надо добавить газу, и передняя ось застабилизирует траекторию движения. Если на заднеприводной машине возникает занос задней оси, то надо вывернуть руля в сторону заноса и снизить обороты двигателя без выжима сцепления, тем самым затормозив двигателем. На очень скользком месте порой трудно тронуться с места или набрать скорость в горку, лучше применить для начала движения вторую передачу. Конечно, этот режим достаточно тяжел для двигателя, но это пожалуй самый простой вариант.

Еще раз хочется отметить, что хороший водитель просчитывает десятки вариантов развития дорожной обстановки, и в случае возникновения опасности у него уже готовы несколько вариантов выхода из положения, а не только тогда, когда упрется бампером в препятствие. Это как у разведчика, как только вошел в незнакомую комнату – сразу просчитать путь отхода.