5. Как сэкономить на страховке

Закон об обязательном страховании ГО уже научились обходить. Высокая цена полиса и желание небогатого российского автовладельца сэкономить порождают мошенничество. Первые случаи продажи псевдополисов по заниженной цене зафиксированы в Санкт-Петербурге.

В начале июля некоторые страховые компании из списка уполномоченных стали страховать гражданскую ответственность на 15 дней. Этого вполне хватало для постановки на учет и прохождения техосмотра, а цена была мизерной - 20% от стоимости годового договора. Тут же Российский союз автостраховщиков разъяснил - на 15 дней могут страховаться только иностранцы. Или россияне, но при перегоне не стоящей на учете машины.

Тогда граждане пошли по иному пути - стали страховать гражданскую ответственность на год, и сразу после регистрации договор расторгать, выплачивая страховщику небольшую сумму, называемую "расходом на ведение дела". РСА вновь вынужден был разъяснить, что договор можно прекратить только в случае смерти человека, продажи им автомобиля или его полной гибели, а также по решению суда.

Поскольку на дешевое ГО существует спрос, предложение не отстает от него. Источники "Газеты.Ru" сообщили, что в некоторых страховых компаниях пачки с полисами - документами строгой отчетности - приходят не полными.

И если существует база данных фальшивых документов на машины, то информации о том, какие полисы "ушли налево", нет.

А в Санкт-Петербурге зафиксированы случаи мошеннической продажи полисов обязательного страхования. Некоторые фирмы предлагают владельцам автомобилей оформить этот документ всего за 500 руб., в то время как его реальная стоимость в семь раз выше. Заполненный на заниженные суммы бланк страховщики потом списывают как испорченный. Но для прохождения техосмотра этого вполне достаточно. Правда, водителя "забывают" предупредить о том, что полиса у него, собственно говоря, и нет. И в случае ДТП водитель обнаруживает, что никакой реальной защиты у него нет. Солидные фирмы, конечно, такого предложить не могут, а вот мелкие - с большим удовольствием. Рискуют они только своей лицензией - репутации как не было, так и нет. И то не все. Периодически из разных регионов приходят сообщения, что некоторые страховые компании работают с обязательным ГО, не имея на то соответствующих лицензий. В РСА заявили, что в ближайшее время начнется проверка фактов. В первую очередь сотрудникам союза, видимо, придется ехать в Ленинск-Кузнецкий и Астрахань, откуда поступают подобные сообщения.

Клиенты же ничем не рискуют, покупая такой полис только для общения с ГАИ.

Ведь общей базы данных выданных полисов пока не существует. "У меня, например, сегодня есть только список уполномоченных страховых компаний, - заявил "Газете.Ru" начальник столичного отдела техосмотра и регистрации (ОТОР-1) Михаил Кузнецов. - А базы данных выпущенных полиграфическими предприятиями и выданных клиентам полисов нет. А она нам очень нужна. Как и список уполномоченных агентов и брокеров, которые могут выдавать полисы. Мы видим, что некоторые оформляют их неграмотно, с нарушением закона, возможно, с умышленным".

База данных по полисам будет создана, но пока, по нашей информации, соответствующие службы только получили техническое задание. Сколько времени пройдет до реального его воплощения - большой вопрос.

Пока же этой базы нет, любой гаишник при регистрации и техосмотре может закрыть глаза на отсутствие реального страхового полиса - в компьютер можно забить любой номер полиса при регистрации машины.

Естественно, небескорыстно. Пока конкретных данных об "оборотнях в погонах", не замечающих полисы, нет. Но можно предположить, что стоить эта "забывчивость" будет половину цены полиса. То есть в Москве - около 2 тыс. рублей для владельцев "Жигулей" и до 4 тыс. для мощных иномарок.